Excel Training

Эффективная работа в Excel, обучение, финансовое моделирование и решение прикладных экономических задач

Персональный финансовый план

Что такое бюджет?

Бюджет, прежде всего это инструмент управления целями.

Достижение финансовых целей, как правило, связано с уровнем доходов и расходов. Желание иметь к концу года миллион, означает всего лишь, что доходы должны превысить расходы на один миллион.

Достижение целей не финансовых тоже отражается в бюджете, как правило, через осуществление тех или иных расходов, финансирование тех или иных программ.

Например, получение высшего образования связано с расходами по его получению, хорошая физическая форма – с затратами на посещение спортивного зала и т.д.

Так или иначе, для управления нашими разнообразными целями, мы можем использовать бюджет.

Говоря о составлении бюджета, мы, прежде всего, понимаем составление перечня всех наших поступлений и платежей за определенный период времени (месяц, год).

Если же речь идет о составлении перечня затрат на какое либо мероприятие, то можно говорить о смете.

В большинстве случаев в персональном финансовом планировании понятие расходов и платежей сливается воедино. В этом есть определенный плюс – упрощение процедуры планирования. Соответственно мы не будем различать эти два понятия в персональном финансовом планировании. Для объективности  скажу, что в финансовом планировании на предприятии, эти два понятия различаются существенно, и планируются отдельно, хотя и в тесной взаимосвязи.

Как было отмечено выше, бюджет имеет две части — доходную и расходную.

В доходной части учитываются все наши поступления, такие как: заработная плата, гонорары, подарки на день рождения, выигрыши в лотерею, дивиденды, проценты по депозитам и т.д.

В расходной части, соответственно, все наши выплаты: коммунальные услуги, питание, аренда жилья, развлечения,  учеба, платежи по кредитам и т.д. В общем, все-все, что ведет к уменьшению денежных средств.

Разрабатываем классификатор статей.

Как правило, единого классификатора статей доходов и расходов в персональном финансовом планировании нет. Это значит, что такой набор статей будет у каждого индивидуален, и будет отражать индивидуальный образ жизни. С большой долей вероятности можно лишь будет сказать, что в персональном бюджете будут присутствовать такие статьи как одежда и питание. Хотя они могут тоже существенно дифференцироваться. Например, продукты питания, рестораны, обеды на работе и т.д.

При разработке личного финансового плана для выделения той или иной статьи можно руководствоваться принципом существенности и повторяемости. Это значит, что можно в отдельные статьи выделять расходы достаточно существенные для бюджета (5% — 10%), и те, которые регулярно повторяются. Выделение регулярно повторяемых статей в финансовом плане позволит нам отслеживать их динамику и строить красивые графики (как вы уже догадались, в программе Excel).

Также необходимо выделять те доходы и расходы, которые непосредственно связаны с достижением жизненных целей.

Так же как бюджет предприятия должен отражать стратегические цели предприятия, так же и персональный финансовый бюджет должен отражать достижение личных стратегических целей.

При разработке классификатора можно дробить статьи, как говориться по видам затрат, т.е. по жизненным потребностям, например, питание, одежда, жилье, учеба, развлечения и т.д.  так и по процессам, например, затраты связанные с работой (транспорт, питание, деловая одежда и т.д.), связанные с учебой (оплата за обучение, стажировки, транспорт, проживание и т.д.) и другими аналогичными процессами.

Можно объединять в одном бюджете два классификатора.

Выделение дополнительного среза поможет нам при проведении анализа. Так, мы сможем реально оценить, сколько стоит для нас тот или иной жизненный процесс. А качественный анализ – основа дальнейшего управления затратами.

Иногда, достаточно просто взглянуть на цифры, чтобы как говориться, прийти в ужас… Да, было ощущение что тратили много, но чтобы на столько… В два раза больше чем на то-то и то-то… Нет, надо немедленно что-то делать…

Все, как говориться, познается в сравнении.

Очень важный момент при разработке набора бюджетных статей – это уровень детализации.

Чем более подробным будет перечень затратных статей, тем большей информацией для анализа вы будете располагать, но и тем больше времени и усилии вы потратите на планирование и учет ваших расходов.

Все должно соответствовать вашему образу жизни. Именно поэтому бюджет и называется персональным.

В каждый персональный бюджет рекомендуется добавить такие статьи, как «Резерв» и «Накопления».

Статья «Резерв» подразумевает непредвиденные расходы. Это плановые расходы. По факту, они могут проходить по любым другим статьям бюджета. А могут и не проходить вообще.

Статья «Накопления» характеризует тот уровень сбережений, который вы для себя определяете исходя из ваших финансовых возможностей. Это могут быть как инвестиционные вложения, например, на депозит или на фондовый рынок, так и аккумулирование крупной суммы на предстоящую не менее крупную покупку.

Основной принцип планирования персонального бюджета.

Основной принцип – это сбалансированность доходов и расходов.

Все ваши расходы, включая непредвиденные и накопления (которые выступают как статья отвлечения денежных средств) должны покрываться вашими доходами в долгосрочной перспективе.

Это означает, что в каком-то периоде ваши расходы могут превысить уровень ваших доходов, и вы воспользуетесь заемными средствами, но в долгосрочной перспективе баланс надо соблюдать.

Если вы планируете крупные покупки, или у вас сезонный характер доходов, вы можете запланировать в поступлениях привлечение кредитов, однако в дальнейшем необходимо будет учитывать их погашение.

Горизонт планирования.

В идеале, персональный финансовый план должен охватывать максимально возможный промежуток времени. Лучшее если он будет составлен на всю жизнь.

В этом случае, вы можете пользоваться им как финансовой картой, которая будет вас вести от одной установленной цели к другой.

Естественно, при возникновении кардинальных изменений в жизни, личный финансовый план необходимо корректировать.

Можно, конечно, планировать и на более короткие промежутки времени, например можно составить финансовый план реализации какой-либо цели, например, получения высшего образования или покупки машины, квартиры и т.д.

Но планирование на долгосрочной и постоянной основе все же предпочтительнее.

В долгосрочном планировании удобно, на мой взгляд, оперировать промежутками по 5 лет.

В Советском Союзе, где была мощнейшая система планирования, именно так и делали – планировали пятилетками.

Финансовые стратегии.

В мире корпоративных финансов и инвестирования, как правило, выделяют три основных типа  финансовых стратегий:

—        Агрессивная;

—        Умеренная;

—        Консервативная.

Они различаются соотношением двух параметров – уровня риска и связанного с ним уровня доходности. Как правило, более высокая доходность подразумевает более высокий риск, и наоборот.

 При личном финансовом планировании мы тоже можем использовать этот подход. Это будет касаться управления нашими свободными средствами (накоплениями).

Еще один очень важный параметр – это уровень сбережений.

Уровень сбережений характеризует ту часть вашего дохода, которую вы сберегаете. Тут все просто.

Например, вы придерживаетесь правила – откладывать 10% от вашего дохода. При любых обстоятельствах, и при любых уровнях дохода.

Зачем это нужно? Постоянно откладывая определенную часть вашего дохода и инвестируя сэкономленные средства, вы со временем можете стать обладателем вполне приличного состояния.

Это своего рода философия.

Таким образом, управляя уровнем сбережений, уровнем риска и доходности, вы можете разработать для себя приемлемую финансовую стратегию.

Она кстати, может меняться на том или ином участке жизненного пути. Например, трансформироваться из агрессивной в консервативную по мере взросления и накопления базового уровня жизненных благ и жизненного опыта.

Снижать расходы или увеличивать доходы?

В идеале, нужно делать и то и другое. Однако не всегда это возможно.

Например, ваши расходы и так снижены до предела.

Очевидно, что повышение уровня доходов имеет меньше ограничений, чем снижение уровня расходов. Расходы нельзя снизить меньше нуля, да и ноль, очевидно, труднодостижимая величина.

Работайте над повышением доходов, уделяя внимание снижению расходов. Приоритет на доходах.

А что делать, если доходы уперлись в потолок?! И дальше не растут?!

Обратите внимание на стратегическое планирование в компаниях из мира бизнеса.

Они тоже используют стратегию экономии на издержках, но там есть ощутимые пределы для конкуренции.

Компании стремятся повышать доходы – они изобретают новые продукты, новые услуги, ищут новые ниши, дифференцируются, позиционируются, выходят в премиум сегмент и т.д.

И, кажется, что этот процесс бесконечен…

 Изобретайте, анализируйте свои сильные и слабые стороны, возможности которые дает вам окружающая среда, и угрозы которые она несет.

Это уже персональный SWOT-анализ.

Корпоративные технологии стратегического планирования и управления, на самом деле, могут очень многое привнести в сферу личного планирования. Много, если не сказать – все.

Рекомендации по персональному финансовому планированию.

Начинайте с установки ваших стратегических жизненных целей. Это отправная точка в любом планировании.

Какие инструменты можно для этого использовать?

Поскольку тема установления жизненных целей лежит на грани многих наук, таких как философия, психология, социология и т.д., и лишь косвенно касается нашей темы, между тем являясь основополагающим фактором, постараемся немного облегчить протекание процесса целеполагания.

Стратегическое планирование нужно начинать со стратегического анализа.

И прежде всего – это персональный SWOT-анализ.

Персональный SWOT-анализ – это анализ непосредственно ваших личных сильных и слабых сторон, возможностей которые лежат перед вами и тех угроз, с которыми вы можете столкнуться.

Рассмотрите внимательно каждую сторону вашей жизни: здоровье, финансы, самореализацию (творчество), отношения с близкими и т.д. И для каждой значимой сферы проведите анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.

При установлении целей придерживайтесь принципов SMART.

Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, адекватной текущей ситуации и ее реализация должна быть ограниченна по времени.

Составьте программы развития и программы управления рисками.

Программа развития – это конкретный перечень мероприятий, которые будут усиливать ваши сильные стороны и вести к реализации ваших возможностей.

Программы управления рисками – это перечень мероприятий, которые будут способны нейтрализовать угрозы, и нивелировать ваши слабые стороны.

Придайте вашим стратегическим целям, вспомогательным программам и мероприятиям финансовое выражение и оценку. Когда и сколько вы должны иметь или потратить на их осуществление.

Теперь можете смело садиться за составление личного финансового плана.

Составляйте план на ближайший год, 3 года и далее по 5 лет.

Определите приемлемый для себя уровень сбережений и придерживайтесь его неукоснительно.

Лимитируйте свои текущие расходы. Установите месячные и годовые лимиты расходования денежных средств. В сочетании с личной финансовой дисциплиной – это прекраснейший инструмент противостояния соблазнам. Помните – маркетологи не дремлют, и не зря получают свою зарплату. Они охотятся за нами. И зачастую застают нас в самый неподходящий момент.

Управляйте рисками и создавайте фонды. Наша жизнь порою преподносит сюрпризы, и порою не самые приятные. Нужно иметь определенный резерв для маневра.

Фонд страхования занятости – на случай потери работы в размере, например, 6 месячных заработков, медицинский фонд – на случай болезни и т. д. Это внесет некую стабильность в вашу жизнь.

На случай приятных событий тоже можно создавать фонды: фонд образования детей, свадебный фонд внука и т.д.

Делайте в них регулярные отчисления, и размещайте в консервативных, надежных инвестиционных инструментах.

Я уверен, используя эти простые советы, вы сможете разработать свой личный финансовый план.

И самое главное – составив план, обязательно придерживайтесь его!

 

Comments are currently closed.